НОВОСТИ000УЧИТЕЛЬ000АРДЖУНА КАЛАРИ000БИБЛИОТЕКА000ФОТО/ВИДЕО000КОНТАКТЫ000ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ000ССЫЛКИ000ENGL


АЮРВЕДА

Слово Аюрведа образовано от санскритских слов, означающих жизнь, мудрость, наука, и дословно переводится как знание о жизни или наука о жизни.
Аюрведа - это цельная и полная система медицинских знаний (профилактика и излечение болезней, учение о темпераментах и физиологии, а также о здоровом образе жизни), которая существует и развивается в Индии уже несколько тысяч лет. Аюрведа оказала влияние на развитие многих других традиционных медицин (в частности, тибетской и древнегреческой), кроме того, она является источником многих современных видов натуротерапии и оздоровления.

По преданию, Аюрведа появилась в мире раньше человека, а творцом ее был сам Брахма (создатель мира), который поведал ее богу Дакшапати (по Ригведе - покровитель различных дарований). Тот передел ее богам - врачевателями близнецам Ашвинам, а от них аюрведа перешла к богу Индре и мудрецу Бхаратавадже. Этот мудрец собрал мудрецов со всей Индии в своей гималайской обители и подробно изложил им науку о человеческих болезнях и способах их лечения, дабы прожить долгую и не омраченную страданиями жизни.
Особенность аюрведы состоит в том, что в отличие от западной медицины она трактует человека как единое целое, единство тела, разума и духа, а здоровье мыслит как гармонические отношения между компонентами личности и их собственными составными частями, исследует и устраняет тонкие причины физических и ментальных недугов. Дисбаланс этих составных частей приводит к болезни, а цель лечения заключается в том, чтобы вернуть их в равновесие и дать человеку возможность вести счастливую и здоровую жизнь, социально и духовно успешную. Поэтому Аюрведа тесно связана с традиционными практиками Индии, в частности с йогой и каларипаятту.

Согласно Аюрведе, быть здоровым - значит быть счастливым. По-настоящему счастливым может стать только безукоризненно честный и чистый во всех отношениях человек - тот, кто в процессе духовной практики обрел невозмутимость, спокойствие, дружелюбие ко всем существам и свободу от внутренних врагов. Веды, настойчиво рекомендуя искать их не во внешнем мире, а в своем сердце, называют шесть главных пороков, отбирающих покой, здоровье и, в конечном итоге, сокращающих жизнь. Своих истинных врагов каждый человек должен знать в лицо. Имя им: вожделение, гнев, зависть, жадность, страх и иллюзия.

Так что в отличие от современной науки, которая доросла до понимания того очевидного обстоятельства, что укорачивающие нашу жизнь хвори происходят от загаженной нами же окружающей среды, непотребного поведения и варварского отношения к своему телу, Аюрведа связывает причины болезней также с отрицательными эмоциями. Например, сердце поражает обида, страх - почки, а печень страдает у гордых людей. Естественно, что аюрведа занимается также проблемами физического тела. Прежде чем поставить диагноз и приступить к лечению, аюрведический врач определяет физиологическую конституцию пациента. В отличие от западной медицины, где одну и ту же болезнь у разных людей лечат одними и теми же лекарствами, аюрведа учитывает, какая из дош (ватта, пита или капха, соответствующие стихиям воздуха, огня и земли с водой) преобладает. В зависимости от этого назначается индивидуальное лечение.

Аюрведа, будучи неотъемлемой частью ведической философии и культуры, конечную причину всяких страданий, в том числе и телесных, видит в непонимании своей духовной природы. Различные аюрведические средства и методики, также как и йога, в конечном счете, должны даровать человеку не только здоровье, но и просветление. Телесно и душевно здоровый человек становится способным понять, что он по своей природе, будучи неотъемлемой частицей Бога, обладает бессмертием, божественным знанием и несравнимым с мирским счастьем духовным блаженством.
>наверх

ТРИ ГУНЫ

Пуруша - однородный дух, пребывающий вне времени, пространства и причинности, единая точка, включающая в себя все. В ней заключены все возможные потенции, ни одна из которых не получит воплощения пока не возникнет спонтанного желания.
В тот миг, когда возникает спонтанное желание - миг Большого взрыва - космос обретает жизнь и начинается эволюция.

Желание - основа существования макро- и микрокосмоса. Оно есть в каждом атоме. Качество сознания растет с эволюцией, пока не достигнет человеческого, и желание достигло наибольшего выражения в человеческих существах.

Пуруша - абсолют. Когда желание нарушает абсолют, возникает Пракрити - природа-матрица всей проявленной вселенной.

Природа - это тоже непрерывное сознание, которое отлично от Пуруши только тем, что убеждено в свой отличности от него. Ее ощущение отдаленности - это основа всего существования. Когда Пракрити осознает свое существование, она обретает состояние недифференцированного трансцендентого разума, или космического сознания, известного как Махат. Этот разум осознает себя сначала как единую форму, а затем развивает множественное самосознание и разделяет сам себя на узелки Ахамкар - эго.

Ахамкар буквально - делающий Я, та сила, которая обеспечивает самость организма. Ахамкара есть выражение на уровне индивидуальности, всей совокупности потенциальных проявлений.

Ахамкар обладает тремя гунами или качествами: саттва (равновесие), раджас (действие) и тамас (инерция). Раджас, я в действии, представляет собой волны кинетической энергии, а тамас, <я> - бессознательная сущность, порождает объективнее частицы потенциальной энергии. Объективность тамаса дает начало пяти объектам чувств (чувственного восприятия): звуку, тактильному ощущению, форме, вкусу и запаху. Они, в свою очередь, порождают пять великих элементов, из которых формируется физическая вселенная: эфир, воздух, огонь, вода, земля.

Саттва, или я как сознательная сущность - это субъективное сознание, которое, воспринимая материю и энергию, манипулирует ими. Субъективное состояние сознания преобразуется в ум и десять чувств: пять чувств познания (слух, осязание, зрение, вкус и запах), посредством которых мы получаем информацию из окружающего мира, и пять чувств действия, посредством которых мы проявляем себя в мире: речь (все виды коммуникации), руки (творческая деятельность), ноги (перемещение), гениталии (размножение) и анус (выделение и очищение).

Человек с преобладанием саттвы придаёт особое значение правде, честности, скромности и действию на всеобщее благо.
Лица же, у которых наиболее представлен раджас, более всего ценят силу, престиж, власть и возможность управлять.
Те, у кого доминирует тамас, оказываются в плену страха, пассивности, невежества и деградации.

Пять элементов
Воплощенное существование определяется в аюрведе как деятельность единого целого в одном и том же месте и в одно и то же время 5 великих элементов, 5 чувств действия, ума, эго и разума, а также частички космического Пуруши-души.

Соотношение трех гунн и пяти элементов:
Из саттвы (ясности), образуется эфир, из раджаса (энергии), возникает огонь, из тамаса (инерции) формируется земля.

Между саттвой и раджасом берет свое начало подвижный элемент, - воздух.
Между раджасом и тамасом возникает вода, которая сочетает подвижность с инерцией.
Эти элементы представляют собой пять состояний материи: твердое, жидкое, энергичное, газообразное и эфирное. Они характеризуют пять видов плотностей. Речь идёт о более сложных и тонких проявлениях, нежели просто земля или вода.

5 великих элементов образуют различные вещества по своему состоянию. Когда говорится об акаше, или эфире, имеется в виду пространство, или то, где все протекает. Элемент пространства - это звук.
Ваю (воздух), это даже не воздух, а просто энергия, которая обеспечивает движение всего.
Агни - это излучение, или электричество, которое есть внутри тела. Шрила Прабхупада иногда называет или переводит это слово, как "электричество" или "электромагнитные силы".
Вода, или жидкое состояние - то сила, которая связывает друг с другом различные элементы. Как для воды свойственно сцепление различных элементов друг с другом, смешивание, так для изначальной воды, для этого элемента, также свойственно соединение различных вещей друг с другом.
Земля - это твердое состояние, для которого характерна упругость или жесткость.
Каждый атом в соответствии с "Аюрведой" состоит из этих элементов.

Субатомные частицы: электроны, протоны и нейтроны, представляют собой элемент земли.
Сила притяжения, которая связывает их в месте, - это проявление действия воды.
Энергия движения, то есть атомная энергия, - это энергия огня. И движение электронов по своим орбитам обеспечивается элементом воздуха, а все эти процессы происходят в эфире. (Атомный взрыв это освобождение агни, за счет прекращения действия воды под влиянием ваю).

Три доши
Пять стихий порождают три биологических гумора или доши. Доши - энергетические силы, воздействующие на работу как тела, так и разума. Доша переводится так же как <отклонение от нормы>.
Тело состоит из связанных между собой элементов, которые можно представить в виде таблицы:

Стихия
Гуна
Доша
Орган
Действие
Тело
Эфир
Саттва
Вата
Уши
Слух
Голова
Воздух
Раджас
Вата
Кожа
Осязание
Руки
Огонь
Саттва+Раджас
Пита
Глаза
Зрение
Ноги
Вода
Сатва+Тамас
Пита\Капха
Язык
Вкус
Детородные органы
Земля
Тамас
Капха
Нос
Обоняние
Органы выделения

Три главных отрезка жизни:
0-16 - возраст капхи (рост и формирование, но и простуда, кашель, лёгкие, слизь).
16-50 - питты (бурная деятельность и жизненная активность).
50-100 - ваты (процессы распада, тремор, истощение, одышка, артрит, потеря памяти.)

Пракрити или конституция определяется в момент зачатия и зависит от дош родителей. Она не меняется в течении жизни и определят темперамент человека. Телесные отличия - это отличия в комбинации трёх дош, по этой причине мы проявляем разные вкусы, привязанности и черты характера.
Конституция, возникающая из равных пропорций всех трех доша, называется Самадхату пракрити и является наилучшей, а из сочетания двух доша - Ниндйа пракрити.

Все, что проникает во внутрь, способно воздействовать на организм тремя способами: как пища, питая организм; как лекарство, устанавливая равновесие; и как яд, внося разлад. Все, что проникает внутрь нас, должно быть хорошо переварено. Если нет, то микрокосмос теряет свою цельность и в нем развивается болезнь. Отрицательные эмоции, как плохо переваренная пища, могут так же вызывать болезнь.

Болезнь - это нарушение равновесия одной, двух или всех трех дош. А в момент смерти все три доши выходят из равновесия. В самих дошах изначально заложена тенденция выходить из равновесия - потому мы все болеем. Выход из равновесия одной доши приводит к выходу из равновесия других дош. Причинами увеличения доша являются: Артха (неправильная корреляция органов чувств и объектов чувств), Кала (сезон) и Карма (действие), неправильно выполненная. Каждого из этих трех есть три вида - Хина (недостаточность), Ати (избыток) и Митхйа (несоответствие). Глубоко проникающие и резко проявленные ужасные болезни известны как дощакармаджа - рожденные из сочетания дисбаланса доша и греховных поступков (совершенных в этом или прошлом воплощении). Кармические болезни лечатся осознанием и отработкой кармы. Болезни смешанной природы лечатся одновременным использованием обоих принципов. Принцип регулирования - подобное увеличивает подобное, а противоположное уменьшает. У каждого свой баланс дош, а выздоровление - это не равное количество дош, а возвращение к их здоровому соотношению.

3 доши связаны с 3 системами организма. Вата управляет нервной системой, питта - эндокринной, а капха - кровеносной. В целом тридоша руководит обменом веществ. Вата отвечает за катаболизм (диссимиляция). Питта - метаболизм (обмен веществ). Капха - анаболизм (ассимиляция). В тонком плане они связаны с умом, разумом и ложным эго.

Итак, каждая доша может находиться в трех состояниях. Она может находиться в состоянии возбуждения, которое называется на санскрите врида, в состоянии угнетения кшая и в состоянии равновесия - самья.
Измененное состояние дош в настоящее время - викрити. Диагноз - найти расхождение между пракрити и викрити.

Вата.
Вата - самый динамичный элемент, созданный из эфира и воздуха.
Элемент ваты, или воздух, отвечает за движение в теле. Все то, что движется в теле, кровь, движение воздушных потоков, движения руками, деятельность органов выделения или транспортировка пищи, - все это обеспечивается элементом ваты.
И поскольку вата - самый подвижный элемент, то он легче всего и первым выходит из равновесия. Именно поэтому большая часть болезней вызвана нарушениями ваты. Вата размещается в толстом кишечнике, бедрах, ушах, костях, голове, груди, сердце, лёгких, костном мозге, мочевом пузыре, ногах и вегетативной нервной системе. Поскольку вата отвечает за движение - она есть везде, где есть движение.

"Аюрведа" перечисляет восемьдесят основных нарушений, вызываемых ватой. Примером этого может служить боль или паралич. Любая боль вызвана нарушением ваты, потому что вата относится к нервной системе. Все нервные и сердечные болезни определяются дисбалансом ваты.
Тонкая форма Вата доши - Прана или витальная энергия, которая отвечает за равновесие организма.
Пять основных типов ваты или субдоши - это прана, удана, самана, апана и вьяна.
Прана-вата в основном размещается в сердце, мозгу, груди, ушах и в носу. Она отвечает за дыхание, за проглатывание пищи, и непосредственно за жизнь. Прана-ваю - это основная форма ваю, потому что по массе она самая большая.
Этот тип ваты обеспечивает функционирование сердца, ума, чувств и интеллекта.
Нарушение прана-ваю приводит к иканию, бронхиту, астме, простудам, а также к сиплости, когда садится голос.

Удана-вата - это поднимающийся воздушный поток. В основном он находится в горле, в пупке, в легких, в шее и в носу. От него зависит речь и голос, а также все движения, которые совершаются в восходящем направлении. Также от удана-ваю зависит сила ума, памяти и интеллекта. Нарушение удана-ваю приводит к болезням глаз, шеи, носа и горла.

Самана-ваю - это воздушный поток, который выполняет функцию уравновешивания.
Он находится, как правило, в области желудка и тонкого кишечника. (переносит переваренную пищу из желудка в тонкий кишечник). Самана-ваю отвечает за переваривание и усвоение пищи. Он обеспечивает функционирование различных ферментов.

Вьяна-ваю - находится в сердце и распределена по всему телу.
Это самая тонкая форма ваю и она обеспечивает движение веществ по различным каналам. Например, движение крови по венам, или транспортировку различных соков в теле. Также она отвечает за моргание. Нарушение этой ваю приводит к повышению температуры.

Апана-ваю, которая находится в толстом кишечнике, отвечает за нисходящие движения в теле, то есть за вывод мочи, испражнений, также за рождение ребенка. Таким образом апана-ваю выталкивает из организма все, что идет вниз. При нарушениях апана-ваю наблюдаются болезни мочевого пузыря, ануса и мочеполовых органов.

Питта.
Питта представляет собой комбинацию огня и воды и отвечает за трансформацию в теле.
Усвоение пищи - это основной процесс трансформации, когда чужеродная пища превращается в наше тело. Следовательно, первая и самая важная функция питты - переваривание пищи.
Питта располагается в тонком кишечнике, печени, нижней части желудка, поту, крови, плазме, желчи, коже, селезёнке, эндокринной системе и глазах. Главная ее область расположения - это тонкий кишечник, где она может аккумулироваться в виде желчи и изгоняться из тела. Поэтому питту можно легко понизить с помощью слабительных.

Кроме этого она отвечает за пигментацию кожи, иммунную систему, температуру тела, за голод, жажду и зрение. Питта тоже является подвижным элементом, но не таким как вата. Соответственно она имеет меньшую тенденцию выходить из равновесия, поэтому приводятся только сорок нарушений питты. Все нарушения, связанные с питтой, характеризуются воспалительными процессами. Когда, например, поднимается температура или происходит покраснение определенных участков кожи или изменение ее цвета. Желтуха, например, или фарингит, высокая температура, лихорадка, воспалительные процессы - все это управляется питтой и является нарушением питты.
Тонкая форма питы - Теджас дает позитивную тепловую энергию, сияние и способность постигать, бороться с болезнями и холодом.

Пять основных типов питты - это пачака, ранджака, садхака, алочака и бхраджака.
Пачака-агни. Это основной вид агни. Он находится в желудке и в тонком кишечнике, двенадцатиперстной кишке. Он отвечает за переваривание пищи. С нарушением пачака-агни связано несварение желудка, когда желудок перестает переваривать пищу.
Ранджака-агни отвечает за кровь. Он находится в печени, селезенке и в желудке.
С нарушением этого агни связана анемия, когда человек становиться очень бледным, желтуха, и все то, что связано с изменениями цвета тела.
Садхака-агни. Он находится в сердце и в уме. В первую очередь он отвечает за память и за другие функции ума. Это самая тонкая форма огня. И все психические нарушения, все психические болезни связаны с расстройством садхака-агни.
Алочака-агни. Этот тип агни отвечает за зрение и находится в глазах.
Все нарушения зрения - близорукость или дальнозоркость связаны с нарушением этой тонкой формы питы.
Бхраджака-агни находится в коже. Он отвечает за цвет и за гладкость кожи.

Капха.
Капха отвечает за стабильность подвижной системы организма, за структуру тела.
Отвечает за кости и за поддержание тела, увлажняет и смазывает суставы и кожу.
Лечит и затягивает раны, способствует свёртывании крови при ранении, соединяет клетки.
Капха - располагается в легких и желудке, особенно в верхней части - это её штаб-квартира, а также капха есть в носоглотке, голове, лимфе, желудке, шее, жировых отложениях и суставах. Основным ее местоположением являются желудок и затем легкие . Все тяжелые расстройства связаны с капха. Капха дошу трудно вывести из равновесия и трудно привести в равновесие. Избыток капха удаляется с помощью вамана (рвоты), которая является первой очищающей процедурой Панча кармы. Соответственно "Аюрведа" приводит только двадцать нарушений, которые вызваны нарушением капхи.

Накапливаясь в желудке в виде слизи, она разносится по системе кровообращения к слабым местам и приводит к различным болезням. Среди болезней, которые вызваны капхой, есть анарексия или полное отвращение к пище, хроническая лень, сонливость, насморк, воспаление щитовидной железы. В теле она проявляется как медлительность и ожирение.

Тонкая форма Капхи - Оджас представляет собой субстанцию всех тканей тела организма и отвечает за выносливость, сопротивляемость, терпение, а так же счастье и душевный покой.
Пять типов капхи - это кледака, аваламбхака, бодхака, карпака и слешана.
Кледака-капха находится в желудке. Это желудочная жидкость, которая все смачивает, чтобы пища могла хорошо перевариться.
Аваламбака-капха. Она находится в груди и в сердце. Ее функция - снабжать члены нашего тела энергией, а также защищать сердце от перегрева. Она дает энергию сердцу, чтобы оно могло биться.
Бодака-капха находиться на языке и отвечает за ощущение вкуса. Она также смачивает язык, давая тем самым возможность ощущать вкус.
Тарпака-капха. Она находится в голове и непосредственно отвечает за функционирование всех органов чувств, которые находятся в голове. Также она охлаждает. Например, она охлаждает глаза или ум.
Слешака-капха находится в суставах. Она обеспечивает функционирование суставов, смазывает их, чтобы они двигались.

Каждая из дош имеет одно уникальное качество, а два других у нее повторяются.
Сухой и жирный. Вата - сухая, тогда как питта и капха - жирные.

Следующая пара качеств - это холодный и горячий. Вата - холодная, питта - горячая и капха - холодная.

Третья пара - это легкое и тяжелое. Таким образом, вата - легкое, питта - легкое, а капха - тяжелое.
Таковы три основные характеристики. Вата - сухая, холодная и легкая, питта - жирная, горячая и легкая, а капха - жирная, холодная и тяжелая.
Например, сухость дает вате возможность осуществлять свою функцию движения, и это в свою очередь приводит к побочному, нежелательному эффекту - неуравновешенности.
Питта горячая. Она контролирует огонь в теле и огонь в уме. Физиологическая функция питты - это преобразования, которые происходят с помощью огня. В качестве нежелательного побочного эффекта питта приводит к возбудимости и раздражительности.
Тяжесть, которая является уникальной характеристикой капхи и обеспечивает стабильность в теле.
Как практически научиться определять конституцию?
Аюрведа для изучения состояния пациента использует три главных подхода. Опрос, наблюдение и касание.
Врач никогда не должен делать быстрое заключение на основе одного или двух признаков.
Тип конституции определяет природу человека, его пракрити. Определение пракрити важно для того, чтобы определить какие доши в данный момент вышли из равновесия. Если мы знаем исходное состояние, то мы можем определить какая доша находится в избытке, а какая в недостаточном количестве. Основополагающий принцип выздоровления состоит в преднамеренном изменении диеты, привычек и состояния ума в соответствии с балансом дош.
>наверх

МАССАЖ

Лечебный аюрведический массаж называется абхьянга - это древняя практика лечения, которая была распространена до ведического периода. Древние люди использовали глубокие знания и интуицию, для поддержания жизнеспособности и способов управления телом, чтобы повысить силу, подвижность, гибкость, здоровье и укрепить память.

Находясь в глубокой гармонии с природой и почитая законы Вселенной, древние люди знали, что всякое движение Вселенной наполнено всепроникающей абхьянга. К листьям и коре деревьев постоянно прикасается ветер; скалы и камни омываются ручьями и реками; животные, ласкаемые просторами, ветром и лесами, постоянно испытывают на себе бодрящее действие абхьянги.

1
Аюрведический массаж действует не только на физическом, но и на душевном уровне и распространяет в организме животворную силу, которая помогает всем системам тела восстанавливаться и возрождаться.
Что до молодых энергичных людей, активно занимающихся боевыми искусствами, то для них массаж просто обязателен. Мышечный стресс, получаемый в процессе тренировок, можно снять только с помощью масляного массажа.
При различных обстоятельствах аюрведический массаж с маслами проводится курсами 7, 9, 14, 21, 28, 41 дней. Для общеоздоровительного курса, оптимальным является 9-дневный массаж. Длительность каждой процедуры массажа 1,5 - 2 часа.
>наверх

АЮРВЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА ДЕТЯМ


Один из древнейших способов влиять на человеческий организм - это массаж. Он помогает ослабить боль, восстановить ткани и исправить почти все внутренние нарушения. В Индии детишек с месячного возраста растирают с маслом и травами, это с младенчества помогает ребёнку гармонично, правильно развиваться.

Кости, мышцы и нервная система ребенка растут с разной скоростью. Иногда резкий скачок в росте вызывает сухость в мышцах и неравномерное развитие детского организма. Существует несколько периодов, когда происходит гормональное изменение организма и в эти периоды повышается риск нарушений опорно-двигательного аппарата, а так же риск различных функциональных расстройств, приводящих к заболеваниям. Регулярный массаж снижает этот риск, смягчая связки, поддерживая их эластичность, тонизируя органы и помогая им занять правильное положение относительно друг друга.

Высокая нагрузка в школе и дома может вызвать быструю утомляемость, возбудимость, нарушение сна, или наоборот - вялость, сонливость, апатию. Часто усталость организма вызвана напряжением, но и наоборот - усталость вызывает напряжение мышц. Массаж освобождает мышцы, а масло, впитываясь в тело, расслабляет и успокаивает нервную систему.

Иногда от тревог и беспокойств, или просто у людей, живущих в холодных районах, кожа становится сухой и шершавой. Масляный массаж делает её гладкой, часто проходят раздражения кожи, многие кожные заболевания, такие как экзема, герпес.

Одно из важных воздействий Аюрведаического массажа - это приведение в порядок межклеточной жидкости, лимфы, для создания химического баланса между органами и сохранения надлежащего функционирования. Особенность Аюрведического массажа в том, что активно воздействуя на всё тело ребенка, прорабатываются все мышцы, связки и энергетические каналы. Этим он активизирует движение лимфы по организму. Это оказывает обновляющее действие и вывод токсинов из организма.

Помимо физических преимуществ регулярный массаж стимулирует иммунную систему ребенка и повышает устойчивость к вирусным заболеваниям, снимает эмоциональное напряжение.

Масляный массаж шеи и головы улучшает зрение ребенка, память, приносит глубокий спокойный сон; с косметической точки зрения - это улучшает рост волос, делая их здоровыми и блестящими.

Массаж помогает ребенку повысить осознанность тела, дыхания, то есть увеличивает его возможности самоощущения и саморегуляции; помогает достичь гармонии между телом и духом.
>наверх

ПРОГРАММА ПРЕБЫВАНИЯ:
Пребывание 30 дней:
- трансфер из аэропорта и обратно
- проживание и питание в центре
- курс аюрведической терапии (индивидуальный подход)
- практика каларипаятту (боевого искусства)
- поездка в один из знаменитых храмов на юге Индии – Минакши Темпл в Мадураи
- лекции и беседы с Ашаном

Пребывание 20 дней:
- трансфер из аэропорта и обратно
- проживание и питание в центре
- курс аюрведической терапии (индивидуальный подход)
- практика каларипаятту (боевого искусства)
- поездка в один из знаменитых храмов на юге Индии – Минакши Темпл в Мадураи
- лекции и беседы с Ашаном

Пребывание 10 дней:
- трансфер из аэропорта и обратно
- проживание и питание в центре
- курс аюрведической терапии (индивидуальный подход)
- лекции и беседы с Ашаном
>наверх